Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАКАРИЕВ ПИСЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
42, С. 347-349 опубликовано: 12 ноября 2020г.


МАКАРИЕВ ПИСЕМСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г.
Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г.

Макариев Писемский в честь Преображения Господня мон-рь. Фотография. 2011 г.
(Костромской митрополии), находится в Макариевом погосте Буйского р-на Костромской обл. По преданию, не подтвержденному источниками, мон-рь основан ок. 1400 г. прп. Макарием Писемским, который считается пострижеником прп. Сергия Радонежского. По благословению прп. Сергия он поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы), поставил келью и часовню. Через нек-рое время преподобный вместе с немногочисленной братией перешел на новое место, вверх по течению реки. На холмистом берегу были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня, кельи, хозяйственные службы. Первоначальное место поселения подвижника впосл. называли «старая пустынь». По легенде, ок. 20 лет на Письме вместе с прп. Макарием подвизался прп. Павел Обнорский. Видимо, это предание сложилось позднее, когда М. П. м. был приписан к Павлову Обнорскому монастырю. Обитель упомянута как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича, выданной Обнорскому мон-рю. Время кончины прп. Макария неизвестно. Считается, что он был похоронен в подклете Преображенского храма.

Впервые М. П. м. упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг. как «Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырек Макарьева пустыня на реке Писме». В обители стояли 2 небольших «клетских» храма - летний Преображенский и зимний Благовещенский, «а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение монастырское вотчинное, у монастыря двор коровей» (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. М., 1912. Отд. 3-й для Костромской и Плесской десятин. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. вместо этих храмов была построена деревянная Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. упоминается рака над местом погребения основателя, «на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная». Рядом с храмом стояли деревянная шатровая колокольня («а на ней четыре колокола небольших»), 2 братские кельи («а промеж ими сени рубленные с чуланы»), размещались хозяйственные службы, в т. ч. «изба столовая», «сушило деревянное», погреб, скотный двор; имелись 4 улья, 12 коров, 8 «подтелков да осмеро молодых телят», 10 овец и др. (Опись Павло-Обнорского монастыря. 1865. Стб. 306-308).

До 1764 г. М. П. м. был упразднен и обращен в приход - погост Макарьева Пустыня (или Макарий на Письме). Здесь находились храмы, дома служителей и кладбище.

Макариевская церковь. 1909 г. Фотография. 2011 г.
Макариевская церковь. 1909 г. Фотография. 2011 г.

Макариевская церковь. 1909 г. Фотография. 2011 г.
В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенская ц. сгорела. Считается, что сруб, устроенный в подклете над погребением прп. Макария, не пострадал во время пожара. В 1786 г. был возведен деревянный храм Преображения Господня с приделом прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был построен и в 1821 г. освящен каменный Преображенский храм с приделами прп. Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана. Между 1879 и 1911 гг. придел прп. Павла был посвящен еще и прп. Макарию Писемскому. В 1907 г. церковь вновь сгорела и на ее месте возвели и в 1912 г. освятили 4-ярусный деревянный холодный храм во имя прп. Макария Писемского. Особенностью погоста являлось то, что в обоих его храмах находились раки. Рака в помещении Макариевской ц. была устроена над находящимся в подклете местом погребения основателя. В Преображенской ц. захоронений не было, и рака была «заместительницей» макариевской и служила для поклонения верующих в зимнее время года.

В 1886 г. на погосте была открыта одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. в ней обучались 52 мальчика и 18 девочек. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на погосте жили только члены причта с семьями. В нач. 70-х гг. XIX в. здесь стояли 4 двора и проживал 21 чел., в 1907 г.- 5 дворов и 17 чел. В состав прихода помимо самого погоста входили 11 деревень. Численность прихожан в 1914 г. составляла 1481 чел. В XIX - нач. XX в. здесь ежегодно 6 авг. устраивалась Преображенская ярмарка.

Каменный крест в Преображенском соборе. XVI–XVII вв. Фотография. 2011 г.
Каменный крест в Преображенском соборе. XVI–XVII вв. Фотография. 2011 г.

Каменный крест в Преображенском соборе. XVI–XVII вв. Фотография. 2011 г.
В кон. 30-х гг. XX в., в период массового упразднения сельских храмов в Буйском р-не, церкви погоста избежали закрытия. В этот период была разобрана на кирпич каменная ограда, окружавшая оба храма. С сер. 30-х гг. XX в. при Преображенском храме жила принявшая в 1924 г. тайный постриг мон. Евгения (Андреева Анна Павловна; 1898-1942). В 1932 г. в составе группы «контрреволюционного духовенства» Буйского р-на она была осуждена на 3 года лагерей и отправлена в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж. д.), в 1933 г., после досрочного освобождения, поселилась на Макариевом погосте. По обвинению в антисоветской агитации мон. Евгения вновь была арестована 20 нояб. 1941 г. и расстреляна 30 июля 1942 г.

Главный иконостас Преображенского собора. XIX в. Фотография. 2014 г.
Главный иконостас Преображенского собора. XIX в. Фотография. 2014 г.

Главный иконостас Преображенского собора. XIX в. Фотография. 2014 г.
Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. совпало с днем престольного праздника в память прп. Макария Писемского (по н. ст.- 22 июня 1941). В 1943-1955 гг. настоятелем на погосте служил свящ. Павел Сигорский (1889-1955). В 30-х гг. XX в. он был настоятелем Троицкой ц. с. Троица на Вексе Буйского р-на. 11 нояб. 1937 г. свящ. Павел был арестован и 16 нояб. за «антисоветскую агитацию» приговорен к 10 годам лагерей. В 1943 г. после досрочного освобождения стал служить на Макариевом погосте. По-видимому, свящ. Павел перенес в Преображенский храм из какого-то закрытого храма Буйского р-на резной белокаменный крест с изображением распятия в особом киоте, относящийся к XVI-XVII вв. (72×52×16 см).

К нач. 50-х гг. XX в. место погребения прп. Макария осталось единственным в Костромской обл., где верующие могли поклониться мощам святого. Однако в нач. 1951 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Костромской обл. М. И. Галкин предписал руководству Буйского р-на прекратить доступ верующих к мощам прп. Макария Писемского, а также закрыть церковь. 8 авг. 1951 г. в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал Галкин в Москву, «изолировали подход к могиле, а также и в церковь», т. е. наглухо заколотили входы и в подклет, и в храм. Часть икон из закрытой церкви перенесли в каменный храм.

В 50-80-х гг. XX в. Преображенская ц. Макариева погоста оставалась одним из немногих действующих храмов Буйского р-на. После кончины свящ. Павла Сигорского на погосте в течение 16 лет не было своего священника, или они служили недолго. Лишь в 1971 г. на Письму прибыл свящ. Михаил Беляев (1925-2009), уроженец Буйского р-на, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда, в 1949-1956 гг. по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в казахстанских и сибир. лагерях. В Макариевом погосте - приходском храме, а затем и мон-ре - свящ. Михаил прослужил 38 лет.

В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор.

В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц.

22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений.

Арх.: ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 31-34, 287.
Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. // ИИАО. 1865. Т. 5. Стб. 305-307.
Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для статистики Костромской губ. Кострома, 1872. Вып. 2. С. 18; Костромская губ.: Список населенных мест по сведениям 1870-1872 гг. СПб., 1877. С. 47; Список населенных мест Костромской губ.: (По сведениям 1907 г.). Кострома, 1908. С. 15; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Диев М. Я. Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Часовников Р. Возрождается обитель // Сев. правда. Кострома, 1999. 10 дек.; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский мон-рь: К 600-летию основания обители. Кострома, 2000; Белоруков Д. Ф. Деревни, села и города Костромского края. Кострома, 2000. С. 41; Флеров В. Н. Макариев мон-рь на Письме и Макариева пустынь // Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; Русские мон-ри. Новомосковск; М., 2003. С. 158-161; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского жен. епарх. мон-ря: (1400-2005). Б. м., б. г.; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2007. С. 242; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Кострома, 2008. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. С. 142-147; Андреева Т. Земное и небесное // Сев. правда. Кострома, 2008. 26 нояб.; Мон-ри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241; Книга памяти жертв полит. репрессий Костромской обл. Кострома, 2010. Т. 1. С. 61; Т. 4. С. 76-77.
Н. А. Зонтиков
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Костромская митрополия Русской Православной Церкви Макариев Писемский в честь Преображения Господня женский монастырь (Костромской митрополии)
См.также:
МАКАРИЕВ УНЖЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Костромской митрополии)
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви