(Костромской митрополии), находится в Макариевом погосте Буйского р-на Костромской обл. По преданию, не подтвержденному источниками, мон-рь основан ок. 1400 г. прп. Макарием Писемским, который считается пострижеником прп. Сергия Радонежского. По благословению прп. Сергия он поселился на берегу р. Письмы (левый приток р. Костромы), поставил келью и часовню. Через нек-рое время преподобный вместе с немногочисленной братией перешел на новое место, вверх по течению реки. На холмистом берегу были сооружены деревянная ц. в честь Преображения Господня, кельи, хозяйственные службы. Первоначальное место поселения подвижника впосл. называли «старая пустынь». По легенде, ок. 20 лет на Письме вместе с прп. Макарием подвизался прп. Павел Обнорский. Видимо, это предание сложилось позднее, когда М. П. м. был приписан к Павлову Обнорскому монастырю. Обитель упомянута как приписная в грамоте 1566 г. царя Иоанна IV Васильевича, выданной Обнорскому мон-рю. Время кончины прп. Макария неизвестно. Считается, что он был похоронен в подклете Преображенского храма.
Впервые М. П. м. упоминается в писцовой книге 1629-1630 гг. как «Павлова Вологоцкого монастыря вотчина монастырек Макарьева пустыня на реке Писме». В обители стояли 2 небольших «клетских» храма - летний Преображенский и зимний Благовещенский, «а в церквах образы и свечи и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение монастырское вотчинное, у монастыря двор коровей» (Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. М., 1912. Отд. 3-й для Костромской и Плесской десятин. Вып. 5. С. 149). К 1683 г. вместо этих храмов была построена деревянная Преображенская ц. с приделом во имя прп. Павла Обнорского. В описи 1683 г. упоминается рака над местом погребения основателя, «на гробнице покров, сукно черное, в средине вышит крест… да у гробницы решетка железная». Рядом с храмом стояли деревянная шатровая колокольня («а на ней четыре колокола небольших»), 2 братские кельи («а промеж ими сени рубленные с чуланы»), размещались хозяйственные службы, в т. ч. «изба столовая», «сушило деревянное», погреб, скотный двор; имелись 4 улья, 12 коров, 8 «подтелков да осмеро молодых телят», 10 овец и др. (Опись Павло-Обнорского монастыря. 1865. Стб. 306-308).
До 1764 г. М. П. м. был упразднен и обращен в приход - погост Макарьева Пустыня (или Макарий на Письме). Здесь находились храмы, дома служителей и кладбище.
В сер. 80-х гг. XVIII в. Преображенская ц. сгорела. Считается, что сруб, устроенный в подклете над погребением прп. Макария, не пострадал во время пожара. В 1786 г. был возведен деревянный храм Преображения Господня с приделом прп. Павла Обнорского. В нач. XIX в. рядом с деревянным был построен и в 1821 г. освящен каменный Преображенский храм с приделами прп. Павла Обнорского и святых Космы и Дамиана. Между 1879 и 1911 гг. придел прп. Павла был посвящен еще и прп. Макарию Писемскому. В 1907 г. церковь вновь сгорела и на ее месте возвели и в 1912 г. освятили 4-ярусный деревянный холодный храм во имя прп. Макария Писемского. Особенностью погоста являлось то, что в обоих его храмах находились раки. Рака в помещении Макариевской ц. была устроена над находящимся в подклете местом погребения основателя. В Преображенской ц. захоронений не было, и рака была «заместительницей» макариевской и служила для поклонения верующих в зимнее время года.
В 1886 г. на погосте была открыта одноклассная церковноприходская школа. В 1914 г. в ней обучались 52 мальчика и 18 девочек. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. на погосте жили только члены причта с семьями. В нач. 70-х гг. XIX в. здесь стояли 4 двора и проживал 21 чел., в 1907 г.- 5 дворов и 17 чел. В состав прихода помимо самого погоста входили 11 деревень. Численность прихожан в 1914 г. составляла 1481 чел. В XIX - нач. XX в. здесь ежегодно 6 авг. устраивалась Преображенская ярмарка.
В кон. 30-х гг. XX в., в период массового упразднения сельских храмов в Буйском р-не, церкви погоста избежали закрытия. В этот период была разобрана на кирпич каменная ограда, окружавшая оба храма. С сер. 30-х гг. XX в. при Преображенском храме жила принявшая в 1924 г. тайный постриг мон. Евгения (Андреева Анна Павловна; 1898-1942). В 1932 г. в составе группы «контрреволюционного духовенства» Буйского р-на она была осуждена на 3 года лагерей и отправлена в Белбалтлаг (ст. Медвежья Гора Кировской ж. д.), в 1933 г., после досрочного освобождения, поселилась на Макариевом погосте. По обвинению в антисоветской агитации мон. Евгения вновь была арестована 20 нояб. 1941 г. и расстреляна 30 июля 1942 г.
Начало Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. совпало с днем престольного праздника в память прп. Макария Писемского (по н. ст.- 22 июня 1941). В 1943-1955 гг. настоятелем на погосте служил свящ. Павел Сигорский (1889-1955). В 30-х гг. XX в. он был настоятелем Троицкой ц. с. Троица на Вексе Буйского р-на. 11 нояб. 1937 г. свящ. Павел был арестован и 16 нояб. за «антисоветскую агитацию» приговорен к 10 годам лагерей. В 1943 г. после досрочного освобождения стал служить на Макариевом погосте. По-видимому, свящ. Павел перенес в Преображенский храм из какого-то закрытого храма Буйского р-на резной белокаменный крест с изображением распятия в особом киоте, относящийся к XVI-XVII вв. (72×52×16 см).
К нач. 50-х гг. XX в. место погребения прп. Макария осталось единственным в Костромской обл., где верующие могли поклониться мощам святого. Однако в нач. 1951 г. уполномоченный Совета по делам РПЦ по Костромской обл. М. И. Галкин предписал руководству Буйского р-на прекратить доступ верующих к мощам прп. Макария Писемского, а также закрыть церковь. 8 авг. 1951 г. в присутствии представителей Буйского райисполкома рабочие, как докладывал Галкин в Москву, «изолировали подход к могиле, а также и в церковь», т. е. наглухо заколотили входы и в подклет, и в храм. Часть икон из закрытой церкви перенесли в каменный храм.
В 50-80-х гг. XX в. Преображенская ц. Макариева погоста оставалась одним из немногих действующих храмов Буйского р-на. После кончины свящ. Павла Сигорского на погосте в течение 16 лет не было своего священника, или они служили недолго. Лишь в 1971 г. на Письму прибыл свящ. Михаил Беляев (1925-2009), уроженец Буйского р-на, ветеран Великой Отечественной войны, участник обороны Ленинграда, в 1949-1956 гг. по обвинению в «контрреволюционной агитации и пропаганде» находившийся в казахстанских и сибир. лагерях. В Макариевом погосте - приходском храме, а затем и мон-ре - свящ. Михаил прослужил 38 лет.
В июле 1990 г. из Макариевского храма был вывезен в Кострому иконостас нач. XX в., к-рый установили в возрождавшейся Ильинской ц. на Городище (сер. XVII в.). В дек. того же года по благословению еп. Костромского и Галичского Александра (Могилёва) из Макариевского храма в Кострому в Воскресенский кафедральный собор была передана металлическая рака. В 1991 г. ее перенесли в Богоявленско-Анастасиин собор.
В кон. 1993 г. по инициативе еп. Костромского и Галичского Александра епархиальное собрание приняло решение о возрождении мон-ря. 26 февр. 1994 г. по решению Синода РПЦ мон-рь был возрожден как женский. 6 окт. 1995 г. 1-й настоятельницей стала мон. Ангелина (Травина), 31 окт. 1996 г. возведенная в сан игумении. Прот. Михаил Беляев, ставший духовником обители, в 1996 г. принял монашество с оставлением имени, в 1997 г. был возведен в сан игумена, в 2005 г.- архимандрита. Похоронен у алтаря отремонтированной Преображенской ц.
22 июня 2000 г. в М. П. м. состоялись торжества в честь 600-летия со дня его основания. К 2016 г. в мон-ре восстановлены деревянный Макариевский храм (1 нояб. 1998 благочинный Буйского р-на прот. Аркадий Климов совершил малое освящение), а также колодец, по преданию выкопанный прп. Макарием. 27 окт. 2008 г. состоялся чин освящения отреставрированного иконостаса Преображенского храма. В обители построены 2-этажный сестринский корпус (освящен в нояб. 1999), небольшой деревянный храм во имя св. кн. Александра Невского и прав. Ангелины Сербской (2000), неск. хозяйственных помещений.